четверг, 11 ноября 2010 г.

Закат солнца вручную

Ну что ж, последние события в области Sun/Oracle выглядят настолько неприятно, что вызывают здоровое желание сказать, что Оракл просто кинул большинство пользователей Sun. Вопреки своему собственному заявлению о том, что поддержка-де будет, не беспокойтесь, дорогие пользователи, вас не оставят, более того, все будет в шоколаде и все такое:

Oracle is as committed as ever to Linux and other open platforms, and will continue to support and enhance our strong industry partnerships.

Особенно умилила фраза о Linux и other open platforms в свете закрытия OpenSolaris (фактически уже произошедшего), выставления стоимости поддержки MySQL (с учетом порядков цен, стоимость хостинга с использованием MySQL будет астрономической, можете мне поверить). Эй, кто-нибудь в глаза видел полный набор исходников Oracle Enterprise Linux?

Что произошло вместо прекраснодушных обещаний - нам всем уже известно. Новое лицензионное соглашение. Которое, говоря простым языком, явно запрещает использование Солярис свыше 30 дней за некоторыми несущественными исключениями, без заключения контракта. Который, к тому же, предполагает лишь один вид поддержки - Premium Support. Не только для получения рекомендованных патчей и патчей security. Но и firmware (что просто физически не лезет ни в какие ворота - так почти никто из производителей харда не делает, кроме особо жирных, типа IBM) и - внимание, какая прелесть! - драйверов. Причем - что особенно характерно - для систем, которые на гарантии, вы можете (пока еще) получить обновления firmware и драйверы по серийному номеру. Для систем, гарантия на которых закончилась, такой политики нет. 

Фактически это означает, что Оракл кинул владельцев систем выпуска до 2008-2009 года. Все, ребята. "Халява кончилась" (конец цитаты сотрудника Oracle). "Эти клиенты для Оракла не интересны" (конец цитаты его же). 

О пользователях Солярис не на платформе Sun вообще речи нет. Их как бы не существует. Вас нет, коллеги. И пользователей OpenSolaris нет. Вы попали, ребята, и это Большому Ораклу, вообще говоря, до лампочки. Иными словами, вас банально кинули.

Самое забавное, что узнать ДО покупки хотя бы порядки этого самого Premium Support нереально. Дескать, свяжитесь с нами - мы вам насчитаем (сорок да сорок рубль сорок). Попытки узнать у региональных представителей хотя бы порядок стоимости этого самого саппорта на процессор не увенчались успехом. Узнаю, сколько - скажу.

И, ах да, вы не можете использовать Солярис в инфраструктурных системах внутри предприятия. Платно - сколько угодно.
"А никто не говорил, что обещаная поддержка будет бесплатной" (конец цитаты все того же сотрудника). 

Верно, не говорил. Однако требовать для получения firmware на уже купленные системы (для которых только-только истек срок гарантии, что, впрочем, не принципиально - порядочными вендорами обновления firmware бесплатно поддерживаются много лет после прекращения выпуска - взгляните на производителей материнских плат для PC!) приобретения премиум саппорта - это, на мой взгляд, уже слишком.

По моему личному мнению, все это означает только одно. Конец Solaris как ОС общего назначения. Так, подкладка под Oracle. 

Это еще не все. Из Oracle начали уходить ключевые разработчики Solaris. Фактически это может означать то, что Solaris 11 будет совсем не продолжением Solaris 10 - "самой продвинутой ОС на планете" (без всяких преувеличений). А будет индусской редакцией оригинальной кодовой базы. Чем это пахнет, можете сами догадаться. Проприетарным и заточенным под свои приложения UNIX средней паршивости. Подобно AIX, HP/UX и иже с ними. И хорошо еще, если средней.

И вот что - новая лицензионная политика распространяется на два последних релиза Солярис. 10/09 и 9/10. Неслабо, правда? Хотя под брендом Оракла ходит лишь последний.

Средства разработки Sun пока еще доступны свободно, но это, как мне кажется, лишь вопрос времени. Вряд ли такую ценную - можно сказать, ключевую - вещь Оракл обойдет своим монетизирующим вниманием.

Продуктовая линейка серверов Sun была сокращена более, чем вдвое, особенно это касается систем x86 (беру назад свои слова о том, что этому классу систем будет оказано внимание). Это тоже достаточно показательно - "больше не будет систем начального уровня. Аста ла виста, бэйби! Ставьте Солярис на самосбор или на синолоджик - только не забудьте отслюнить премиум саппорт за ось, а не то!". И, похоже, серверов 1RU больше не будет тоже. Во всяком случае, мне не удалось найти ни одного на сайте Oracle. Боюсь, хостинг обломался. Впрочем, при стоимости лицензий порядка 22% от стоимости новой машины только за ОС он обломался в любом случае. "Пусть платит 1,85. Боливару не вынести двоих."

Повторю цитату - "Эти клиенты для Оракла не интересны".

Но и это еще не все. Получив в свое полное распоряжение MySQL, Оракл первым делом установил на поддержку хор-рошую цену. Взгляните.

От 5 до 15 тысяч долларов на сервер от 1 до 4 сокетов. И от 10 до 30 тысяч долларов на сервер свыше 5 сокетов.

Эй, господа вебхостеры, предлагающие стек MySQL+Apache+PHP за смешные деньги! Предлагаем вам заплатить! Платите, а не то! Мы и Гугл-то не постеснялись засудить за использование нашей Java в Andriod

Оставим Гугл в покое. Он, скорей всего,  выкрутится даже не поцарапавшись. Договорятся о взаимном лицензировании, как считает один из обозревателей. А вот куда пойдут наши грошовые хостеры "5000 тенге в год за хостинг корпоративного сайта с MySQL" и пользователи Solaris, кинутые Ораклом - вопрос отдельный.

Я повторяю. Иначе, чем кидаловом, подобные действия назвать нельзя.

Беспрецедентный отказ от собственных публичных заявлений - это, по любым меркам, повод для обращения в суд. От кинутых пользователей в качестве истца. И лицемерная копирастия в отношении кода, который Оракл не написал - но унаследовал от купленной компании. Очень взаимно увязываются и формируют добрый и порядочный образ человекообразной IT-компании-мирового лидера. Которая готова для вас на все - за ваши деньги.

PS. Запасаемся попкорном и ждем крестового похода на хостеров. Ибо MariaSQL еще в сыром состоянии, да и затруднительно в одночасье поменять пользовательскую базу с данными одну на другую. Особенно когда этих баз миллионы.

PPS. Дорогой Оракл! Негарантийные и устаревшие системы можно было бы поддерживать по прежним правилам, не выгоняя неудобных клиентов силовым образом к конкурентам! Это просто в высшей степени непорядочно - заявить одно, а поступать по-другому.  Отговорка "Ничего личного, это просто бизнес" здесь не прокатывает.

PPPS. Как я говорил раньше, периметральные и инфраструктурные машины можно крутить и под BSD. BSD-форки не настолько продвинутые, как Solaris 10, но это не смертельно при существующем раскладе. Всего лишь технологический шаг назад, если не в сторону. При крайней необходимости можно и 10/08 поставить, благо, весь нужный функционал есть уже там. Очень жаль, что Оракл посчитал возможным потерять ОС общего назначения в угоду подкладки под свою БД.

Обновление от 17.11.2010
______________________


Передо мной сейчас лежит письмо за подписью официального лица Oracle, уведомляющее о том, что сервис BigAdmin тоже закрывается и отныне весь контент, относящийся к администрированию Солярис, будет на серверах Oracle в форумах и сэмпл-кодах. Если я правильно понимаю, вся накопленная база знаний и скриптов BigAdmin просто будет выброшена. Что очень хорошо согласуется с вышесказанным. Что ж, господа чайники, теперь индийские специалисты Oracle будут давать вам на форумах "умные советы" в области системного администрирования. Как только что попавшийся мне на глаза совет при неработающем дуалбуте поставить Солярис в виртуальную машину. Ни больше ни меньше.

Кстати, для сведения. Джефф Бонвик тоже покинул Оракл в сентябре. Мне дьявольски интересно, как Оракл намеревается "развивать" систему в отсутствие ключевых разработчиков. Вероятно, по индийской модели. Не иначе.