пятница, 21 марта 2008 г.

Умный учится на чужих ошибках...

В дремучем 1995 году всеми любимый Билл Гейтс в книге "Дорога в будущее" писал: "Автоматизация неэффективного процесса увеличивает его неэффективность".

Говоря простым языком (опять цитата примерно того же времени - на этот раз неизвестного автору автора) - "Бардак автоматизировать нельзя. Получается автоматизированный бардак".

По прошествии времени с того самого мохнатого года авторы цитат и поводы для высказываний как-то прочно забылись. Сложность систем растет экспоненциально, в геомтерической прогрессии к порождаемым "бизнес-процессам".

При этом как-то забывается один из основных постулатов BPR, гласящий, что "в самой огромной компании количество основных бизнес-процессов никогда не превышает семи".

Что сие означает? Означат, что мы движемся по экстенсивному пути развития, дорогие коллеги. При этом количество в качество никогда не переходит почему-то. Равно как и синергического скачка не происходит.

Что сие должно означать? Дорогие консультанты, вы забыли свое целевое предназначение - быть оптимизаторами неэффективных процессов, а вовсе не воспроизводить их с попугайской точностью во внедряемых вами системах.

Если пойти далее, в сторону действительно необходимой автоматизации - "продвинутые" заказчики обсуждают стоимость ПО, что называется, на вес - пропорционально его навороченности в плане функционала, который никогда не будет использован, но обязан присутствовать - а как же иначе? чем еще можно оправдать семизначные стоимости и шестизначные откаты? - как в свое время государственные комиссии США принимали отчеты экспертных групп по весу бумаги.

Возвращаясь к теме готовых решений - ERP - если их и удается с муками и в печали внедрить - то несчастные пользователи тонут в рутине, порождаемой самими "решениями". Если нет - ну что ж, не судьба. Можно считать, что повезло.

Если честно, в наибольшей степени жаль технических специалистов так называемых "системных интеграторов". Потому что на них обрушивается основной объем непосильного труда, как увязать сотни кубиков готового решения и сотни бизнес-функций продвинутого заказчика. При этом они не обладают - да и не могут обладать целостным видением и пониманием того, как же это, собственно, можно увязать. Матричный анализ и тому подобные методики как-то и почему-то плохо помогают в этом нелегком труде...

А что в сухом остатке? А ничего. Эффект снежного кома. Нарастающий год от года маразм и все большая непрозрачность тех самых бизнес-процессов, ради которых все и затевалось, собственно. Потом аутсорсинговый BPR, когда становится уже совсем тухло. Иначе аудиторы заклюют... Если его есть кому делать. Положа руку на сердце, дорогие консультанты - а вы знаете такое трехбуквенное слово, как BPR? А то, что для его выполнения нужен креативный талант сродни таланту Артемия Лебедева?

Почему так происходит? Потому что Инженеры вымерли как динозавры. Теперь это называется Консультант по внедрению со степенью MBA. Только вот без понимания основополагающих постулатов проектирования систем и вообще деталей своего первого высшего образования.

"Вот ваш друг, Билли". Вот яркие плоды того, что "IT становится таким же сервисом, как телефония или автосервис".

Умный учится на чужих ошибках.....