пятница, 15 февраля 2008 г.

RTFM

В течение последних 10 лет у меня складывается устойчивое впечатление, что вендоры просто состязаются друг с другом на тему "Кто напишет наиболее ублюдочный мануал". Причем это относится в полной степени как к производителям оборудования, так и программного обеспечения.

Если в стародавние (уже теперь) времена можно было с чистой совестью сказать пользователю или коллеге "RTFM!", то сейчас мануалы стали именно F.

Я стал все чаще ловить себя на мысли, что из руководства, которое я в данный момент читаю, абсолютно ничего не следует. Что это просто набор букв для заполнения страниц, которые я просто физически не осилю, так как никакого смысла они физически не содержат.

Было интересно наблюдать эволюцию библиотеки документации Oracle. Сначала, в 90е годы, это была первоклассная библиотека на бумаге, в хорошем качестве, где была масса примеров (действующих), совершенно прозрачных, написанная прекрасным английским, ну и так далее.

Затем злая жаба задавила и библиотека стала выпускаться на компакт-дисках, одновременно, от версии к версии все более и более теряя смысловое содержание, приобретая никчемные литературные изыски и американизмы.

И было бы это полбеды, но однажды из документации Oracle в одночасье исчезли почти все примеры. Де, все и так очевидно, кому надо - сам попробует.

Тот, кто хотя бы приблизительно знаком с Ораклом, знает, что библиотека документации - это самое важное, что вообще есть в этой СУБД. "Оракл неисчерпаем, как атом" (цитирую одного своего хорошего знакомого). Без документации никаких физических и человеческих сил (гениев исключаем, так как они редки среди айтишников как черный жемчуг. Гении вообще стали исчезающим видом.) не хватит, чтобы запомнить сотни параметров, тысячи структур данных, концепции, архитектуру и многое другое.

Дабы оценить масштабы потерь, оценим приблизительную емкость библиотеки документации Oracle 7 в 1996 году. Объем ее составлял примерно 30 томов, по 300-400 страниц в каждом. В настоящее время приведенный к страницам объем электронной библиотеки вырос более чем вдвое.

А теперь внимание. Вам предлагается совершить фокус Дэвида Копперфильда. Учитывая тот факт, что примеров в этой библиотеке больше практически нет, а содержание сократилось до экстракта из пересказа пересказов (я не оговорился, объем вырос за счет преимущественно воды и краткого описания новых возможностей), среднестатистическому айтишнику, видящему означенную СУБД впервые, предлагается стать гуру на основе этого набора страниц.

Следует при этом учесть еще один хорошо знакомый ораклистам факт. В нынешней документации - с учетом гонки версий и индуизации сферы IT - всегда содержится примерно 10% абсолютных несоответствий. Что сильно напоминает не то русскую рулетку, не то гугловое МНЕ ПОВЕЗЕТ!

Причем если профессионал с большим опытом хмыкнет, откроет консоль, попробует и запомнит правильный ход, то обезьянка от IT стукнется узким лобиком в стеночку и помчится трубить на всех форумах, насколько плох Оракл*.

Опачки? Вот именно.

Скажу по секрету - я понимаю некоторое количество содержимого этой нынешней библиотеки лишь потому, что читал и видел большую их часть - с того момента, когда она еще была приличной.

И еще потому, что мне не лениво открыть консоль и попробовать.

Но - положа руку на сердце - скольких не ленивых айтишников знаете лично вы?

Однако я отвлекся.

Есть еще более яркий и показательный пример.

Есть совершенно замечательная компания Fujitsu-Siemens. Отличная компания. Во всех отношениях. Немецкая педантичность и японское качество.

Вот только ServerBook у них можно просто выбросить. Я постеснялся бы назвать это библиотекой вообще. Из нее не просто ничего не следует. Фактически в ней полностью отсутствуют как многие важнейшие разделы, например, руководство по подключению ДЕСЯТКОВ кабелей к задней панели, так и спецификации некоторых важнейших компонентов. Например, для использующихся в блэйд-серверах PRIMERGY сетевых коннекторов Gigabit Ethernet pass-trough абсолютно не указано (мне не удалось найти после примерно шести прочтений ServerBook, поисках в Гугле - там вообще только крикливая реклама на всех языках на тему BX600 и вообще ничего технического, походов на сайт Фуджитсу-Сименс и просмотров форума технической поддержки), имеют ли они адаптивный внешний интерфейс 10-100-1000 мбит или фиксированную скорость 1000 и все. После четырех дней попыток подключить блэйды к сети (причем модули управления включились со свистом и сразу) результат равен нулю.

Вообще документация Фуджитсу сильно напоминает произведение студента-залетчика - попытка набрать объем страниц разбавлением их массой ничего не значащих фотографий, схем, пустых строк.

Другой пример - мне так и не удалось выяснить, что означают сетевые порты A и B у серверов-лезвий Фуджитсу. Единственное упоминание об этом было в одном разделе документации, безотносительно привязки к аппаратным реалиям, и больше не упоминалось нигде.

Третий пример. ServerStart. Мне не удалось найти физически никаких упоминаний, как производится установка Windows с его использованием. Один ма-аленький вопрос, на который не было ответа. На каком, собссно, сетевом порту блэйд ожидает сетевого диска с дистрибутивом Windows? Пробуйте, друзья?

Помножим это на факт, что стоечные сервера Фуджитсу состоят из десятков и сотен компонентов, о которых кроме part numbers вообще известно мало (а без конфигуратора + опытный системный инженер = у вас еще и шансов нет скомпоновать серверную стойку правильно) - и мы получаем веселуху.

Что из всего этого следует? Что есть некий инженер Фуджитсу, обладающий неким сакральным знанием. Этого инженера надо призвать - и у вас все заработает, ибо сами вы сроду не разберетесь - ни со стаканом, ни без стакана - как собирать, устанавливать и настраивать сервера Фуджитсу. Потому что то, что вам дали в качестве мануала, даже отдаленно его не напоминает.

Понятное дело, что Фуджитсу с Сименсом не богадельня, а коммерческое предприятие. Но хотя бы инженеров, устанавливающих и эксплуатирующих технику, надо немножечко любить! Господа из FS - то, что, возможно, очевидно вам - не очевидно мне. Инженеру. Который имеет опыт, но который не может извлечь из ваших так называемых "мануалов" важнейшей информации.

Единственным светлым пятном во всем этом безобразии отдаленно видится документация Sun Microsystems. Очень отдаленно.

Потому что документация Sun, являясь относительно приличной по содержанию - всюду примеры и алгоритмы (алгоритм в данном контексте - пронумерованная последовательность действий, понятная даже идиоту), свалена вся в кучу на портале. Одним архивом по заданному продукту библиотеки нет. Грыби, дорогой пользователь, грыби отседова с тем, что тебе нужно.

И лучше всего делай это, дорогой пользователь, в онлайне. Причем читателю понадобится реально хороший канал - мне на моих 512 К физически не удается ничего найти быстро на портале документации Sun. А оптического канала 4096 К у меня к моей станции - увы! - физически не подведено. Страна третьего мира, ну что тут поделаешь. Нам сервера Sun ни к чему.

Ой мама, называется. Ищи и обрящешь.

Систему поиска по контенту оставим на совести Sun. Почивший в бозе AnswerBook Server был лебедью белой в сравнении с тем ужасом, который ищет документы на портале Sun Microsystems. AnswerBook позволял хоть что-то находить! Нынешняя система поиска в документации Sun - просто жесть.

Про man-страницы я из деликатности умолчу. И раньше-то требовалось незаурядное искусство извлекать оттуда содержательную информацию. Сейчас это требует почти детективных навыков даже для профессионала. Про обезьянок от IT я вообще ничего не говорю.

Понимаете, дорогие производители? Отсылать стало некуда! Ваши трахнутые мануалы стали реально трахнутыми.
_______________________________________
* А Оракл реально плох. Состряпать такую документацию - да за это просто подсвечниками бить надо авторов с криком "Аффтар, выпей йаду!" и "КГ/АМ".