вторник, 29 января 2008 г.

Мобилиздец или ежедневная мобильная опера

О "бедном" ОПСОСе замолвите слово.....

То, что сотовые операторы - не богадельня, а коммерческое предприятие, некоторые знают - а большинство догадывается.

Но за все время существования ОПСОСов в нашей стране я не помню хотя бы одного месяца беспроблемной работы оператора/операторов.

Теоретически сотовый оператор - публичная оферта в режиме 24/7. На 365. Который должен работать круглосуточно и бесперебойно, причем все его сервисы, которые так мило предлагаются маркетологами.

На практике, однако, все не только не так хорошо, но и не было таковым ни вначале, ни сейчас.

Слегка подняв настройки телефонной сети, только-только чтобы можно было делать звонки, ОПСОС расправляет крылышки "а ля Монтана" и начинает гордо вещать, какой он хороший.

Когда все более-менее оживает, начинаются предлагаться дополнительные сервисы, ну как же, XXI век и все такое! Всюду биллборды, всем трубят в уши, какой клевый сервис они получают. GPRS. EDGE. MMS. Функциональные сервисы. И так далее. Отлично, супер.

Только вот с круглосуточностью, однако, неувязочка получается. Малейшая проблемка оператора - и сервис превращается в кошмар, до которого не достучишься. Ночью работоспособность вторичных сервисов вообще вопрос в стиле "надейся и молись, а если что - утром придет аццкий одмин и все перезагрузит". SMS можето просто не работать по неизвестным причинам в любое время, это вообще лотерея. Причем деньги за отправку стригутся уверенно и недрогнувшей рукой.

GPRS/EDGE - тема вообще особая. Знаменит тем, что главным образом не работает. В онлайне в особенности. Без комментариев.

Кстати, интересные вещи происходят и при закрытии какого-либо сервиса. Вводится в действие он обычно "под панфары", а со временем тихо и без предварительных уведомлений испускает дух. Как это произошло с почившим в бозе достаточно популярным сервисом одного Огызы Лидера.

Самое забавное во всем заключается в том, что во-первых, многие вольности заложены в стандарте GSM. Как, например, негарантированная доставка SMS. А многие просто на откупе операторов. Которые, во-вторых, совсем не считают себя обязанными, делая публичные оферты и заявления, впоследствии их выполнять. По принципу "дал слово - взял слово". Но это уже вопрос этики, о которой вообще мало кто из сограждан слышал, а поступают все в основном по принципам ситуационной этики. "Дал слово - взял слово".

Откровенно говоря, при том уровне доходности, который имеют сотовые операторы, можно (и нужно) позволить себе и хороших IT-специалистов (половина проблем операторов - проблемы IT-инфраструктуры), хороший биллинг* и хороший уровень сервиса во всех отношениях.

Но я отвлекся. IT-инфраструктура для ОПСОСов дело важное и нужное. Но не главное. Главное - все же сетевая инфраструктура и ее состояние. Нет, я понимаю, что бывают проблемы с техникой, а бывают проблемы с башкой. Но 6 лет не исправить проблем с перегрузками районов и мертвыми зонами в центре города (у вполне определенного оператора) - уже слишком.

При таком уровне "сервиса" тарифы вообще должны быть ниже плинтуса. Однако они продолжают оставаться высокими, для чего всюду находятся веские основания и обоснования. Косметические снижения, как знаменитое понижение тарифов на 1 цент, предпринятое в связи с изменением НДС, и которое было обыграно маркетингом чуть ли не как революционное удешевление - это та еще история.

ОПСОСы, кстати, ведут занятную маркетинговую стратегию в целом. Ориентируясь в основном (и глобально) на младшие возраста, они совершенно забывают, кто составляет костяк их абонентов. Молодым везде у нас дорога, новые тарифные планы, яркие цацки и неработающие или смертельно перегруженные сервисы. А костяк - старожилов и ветеранов, которые с первых дней их существования оплачивают счета - можно стричь, в упор не видеть, вообще ни во что не ставить, ну и так далее. Кредитная форма оплаты для абонента-ветерана с многолетней и безупречной кредитной историей - это вообще не для Казахстана.

Ну а про абонентские отделы я промолчу. В них просто страшно ходить.

Самое интересное, что все эти мысли неоднократно доносились в том или ином виде до ОПСОСов. И НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ.

Остается лишь сказать - "Пусть все будет таким, каким оно кажется".
________________________________
* Под словами хороший биллинг я подразумеваю действительно хороший биллинг, а не то жалкое подобие левой руки, которое по скудоумию называют "биллинговой системой" и которое стоит у большинства ОПСОСов.