пятница, 25 января 2008 г.

Есть айтишник - есть проблема, нет айтишника - нет проблемы

Сколько работаю в IT-сфере, столько удивляюсь, насколько неадекватно оценивается дилетантами работа IT-специалистов в большинстве случаев.

Дилетанту вообще мало что можно объяснить в понятных ему терминах. Да и нужно ли?

По большей части, работа IT-профессионала подобна милиции - "Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна".

Деятельность IT в подавляющем большинстве случаев проходит за кулисами. Ее не просто не видно - ее и не должно быть видно. Как работу водопровода или канализации.

При правильно организованной и высокопрофессиональной работе IT-персонала одна из основополагающих структур любого предприятия, обеспечивающая работу с информацией и поддержку информационных нужд (случаи, где IT является основной структурой пока не рассматриваем), работает как хорошо смазанный механизм.

IT-специалистам хорошо знакома шутка - "Хорошего системного администратора на предприятии никто не знает, кроме бухгалтера, у которого он получает зарплату".

В этой шутке лишь доля шутки. Отложив в сторону специалистов технической поддержки, help deck, 1С-ников и эникейщиков, стоит отметить, что согласно вышесказанному - так и должно быть. В идеале. Который, конечно же, недостижим по определению, но к которому все же стоит стремиться.

Да, разумеется - существуют всем очевидные и "понятные" случаи вроде сотовых операторов. Там деятельность службы IT не просто на виду - я вообще не знаю, насколько спокойно можно спать, когда тебя поминают по родственникам полмиллиона человек абонентов. Это в принципе особые случаи, по которым, конечно, хотелось бы пройтись недобрым словом, но не сейчас.

Есть другие случаи, не столь очевидные и совершенно неочевидные.

Простой смертный знать не знает и знать не должен, что такое спам. Это должен знать IT-специалист. Это должен знать руководитель компании, заказывающий спам-рассылку. Любой IT-специалист скажет сходу, что спам-рассылка должна быть приравнена к уголовному преступлению. К слову - руководители компаний, заказывающие спам, обычно понятия не имеют, что значит для их IT-специалистов попадание внешних IP-адресов компании во всемирные спам-листы и насколько трудно бывает оттуда их вывести. То, что нельзя высыпать свое мусорное ведро под двери соседа - знают все. Придет дядя участковый и больно покарает. А то, что спам - фактически то же мусорное ведро, руководитель не задумывается.

Но я отвлекся. В данном примере директор, желающий заказать спам-рассылку, должен бы позвать своего IT-специалиста и поинтересоваться, что он, директор, собственно собирается делать с точки зрения профессионала, раз уж аналогия с мусорным ведром продвинутым мозгам директора не под силу.

Но, положа руку на сердце, господа директоры, кто из вас интересуется IT-делами хотя бы в минимальной степени? Чтобы быть хотя бы приблизительно в курсе, что вообще делает ваша компания вообще и в IT в частности?

Правильно, это не ваше дело. Тогда уразумейте одну простую вещь. Не будучи специалистами в предметной области, адекватно оценивать что-либо в этой области вообще нельзя. Как директор вы должны бы это уже знать.

Ваше дело - понять один непреложный факт. Хороший айтишник не создает проблемы, он их решает. Не делайте его лакеем наподобии вспомогательного персонала, бегающего к вам по разным мелочам за утверждением. Он - профессионал. Не унижайте его мелочной отчетностью. В конце-концов, откаты гребете вы, а не он. Не пытайтесь вникнуть в его дела - вам это не под силу, как ему не под силу переговоры с вашей "крышей".

И коль скоро он решает проблемы - вы не будете знать его в лицо и даже по имени. А лишь знать название позиции штатного расписания.

Ну а если это не так - либо вам не нужен айтишник, либо он нехорош. Найдите хорошего. В конце концов, ничто не стоит так дорого и не обходится так дешево, как профессиональное исполнение в его наилучшем виде.